В первом номере журнала за 2023 год опубликована статья А.А. Андрущакевича "Духовно-нравственные качества как элементы структуры человеческого сознания", в которой автор пишет: "Сознание человека - специфическое, несравнимое с проявлениями сознания у других живых существ. Специфическому сознанию человека от его рождения присущи особые качества, выделяющего человека из животного мира, которые можно назвать духовно-нравственными" (с.11). В связи с данными утверждениями возникают, как минимум два вопроса:
1. На каком основании допускается наличие сознания у других живых существ и в чем это "сознание" у них проявляется? Определяя сознание как морфофункциональную субстанцию, организованную в "облачный нейрогеном" (с.17), автор всего лишь дублирует известное в психологии положение о наличии материальной основы психики и сознания как её высшего уровня развития и не приближает нас к пониманию сущности сознания.
2. На каком основании духовно-нравственные качества, которые сам автор ранее (см.№ 2 за 2019 г) рассматривал как присущие не сознанию, а человеку, обладающему сознанием, нужно приписывать именно сознанию, и уж тем более наделять эти качества свойством врожденности? Человек (а не сознание!) приобретает духовно-нравственных качества по мере и в результате процессов воспитания (и самовоспитания) в социальной среде. Личностью, как известно, не рождаются - её становятся.
Складывается впечатление, что автор не утруждает себя знакомством с фундаментальными достижениями отечественной психологии и ограничивается лишь деклараций существующих в психологии фундаментальных проблем.